Судовой электрик

Судовой электрик: основные обязанности при обслуживании корабельного оборудования

Морское судно – это комплекс сложных машин, где все механизмы и системы взаимосвязаны между собой с помощью кабелей электрической и цифровой связи. Именно судовой электрик обеспечивает бесперебойную работу этих механизмов, начиная от простого освещения и обеспечения электропитанием, заканчивая сложнейшими системами навигации и автоматики технологических параметров судна.

1. Основные обязанности.

Основной задачей электрика на судне является поддержание в рабочем состоянии всего электрического оборудования, контрольно измерительных приборов и систем телеметрии. Ниже перечислим, основные обязанности и специфику обслуживаемого оборудования: 

  1.  Техническое обслуживание и ремонт: Начиная от замены ламп основного и аварийного освещения и заканчивая обслуживанием высоковольтных трансформаторов. Персонал отвечает за профилактические осмотры, диагностику и ремонт электросети, двигателей, схем сигнализации и блокировок, освещения и автоматики, а также источников электропитания (генераторов, аккумуляторов). Электромонтер на судне должен разбираться в специфике каждого вида оборудования и понимать, как оно взаимодействует с другими корабельными системами.
  2. Устранение неполадок: Это не просто устранение поломок, а оперативное реагирование на них. Мощный шторм, авария в море может привести к проблемам с электропитанием или потери данных в цепях телеметрии - это как правило, происходит внезапно, и от профессионализма обслуживающего персонала зависит оперативность в восстановлении работоспособности корабельного оборудования. Судовой электрик должен быстро анализировать ситуацию, диагностировать неисправность и принять меры для ее устранения, часто в ограниченном пространстве и в условиях качки.
  3. Обеспечение электропитанием: Электротехническая служба, неся вахту, следит за стабильным распределением электроэнергии на судне. Контролируется работа: генераторов, аккумуляторов, трансформаторов, выпрямителей, распределительных устройств и другого оборудования обеспечивающего бесперебойную подачу электроэнергии к потребителям. С помощью контрольно измерительных приборов отслеживаются выходные характеристики электроустановок, такие как:
    • Напряжение
    • Потребляемый ток
    • Частота
    • Фликкер (кратковременные колебания напряжения)
    • Гармонические искажения
    • Нарушение симметрии фаз

    В случае аварийных ситуаций или выхода и строя оборудования, электрик производит оперативные переключения для перехода на резервные схемы и технологические агрегаты. 

  4. Работа с документацией: Как правило, старший работник электротехнической службы отвечает за ведение: журналов технического обслуживания оборудования и журнала учета работ по нарядам и распоряжениям. Это обязательная часть работы, обеспечивающая безопасность производства работ согласно требованиям инструкций ростехнадзора и местным нормативным документам. Помимо этого, работа с технической документацией подразумевает постоянное изучение электрических схем существующего и вновь монтируемого оборудования проводимого в рамках технического перевооружения судна.
  5. Соблюдение правил техники безопасности: Электрик на судне должен знать и строго соблюдать все правила техники безопасности, связанные с обслуживанием судового оборудования:
    • Работать в спецодежде
    • Работать с исправным электроинструментом
    • Подготовить рабочее место, выполнив организационные и технические мероприятия перед выполнением работ.
Электрооборудование на корабле

2. Перечень обслуживаемого оборудования.

Судовой электрик обслуживает широкий спектр судового электрооборудования. Ниже перечислим основные из них:

  • Электрические генераторы и трансформаторы: Генераторы вырабатывают электроэнергию для всех нужд судна, включая навигационные системы и освещение. Трансформаторы используются для повышения либо понижения электрического напряжения.
  • Распределительные устройства: Электротехническая служба отвечает за обслуживание распределительных щитов, кабеля, распределительных блоков и защиты, таких как автоматические выключатели и предохранители.
  • Системы освещения: Это включает как внутреннее освещение (каюты, коридоры, общие зоны), так и внешнее освещение (палубные огни, навигационные огни).
  • Электронные навигационные системы: Радиолокационные установки, GPS, системы AIS (система автоматической идентификации судов) и прочие устройства.
  • Системы связи: Это могут быть радиостанции, телефонные системы, спутниковая связь и сетевое интернет-оборудование.
  • Двигательные установки: Обслуживание систем телеметрии и КИП, управляющие основными машинами судна, включая основной двигатель и вспомогательные генераторы.
  • Системы автоматики грузоподъемных механизмов: Это может включать системы управления кранов, палубных лебедок и других такелажных устройств.
  • Системы пожарной безопасности: За электрические компоненты сигнализации о пожаре и систем оповещения также отвечает электрик.
  • Системы кондиционирования и вентиляции: Электрические компоненты HVAC-систем, включая компрессоры, вентиляторы и датчики, требуют обслуживания и проверки.
  • Батареи и системы резервного питания: Электрик следит за состоянием аккумуляторов, использующихся для аварийного электроснабжения и для запуска генерирующих установок.
  • Системы управления и автоматизации: Включают PLC (программируемые логические контроллеры) и другие автоматизированные системы, которые контролируют различные процессы на борту.
  • Зарядные устройства и инверторы: Обслуживание систем, которые обеспечивают зарядку аккумуляторов и преобразование напряжения.

Генераторная установка на судне

3. Требование к профессии.

Работа электрика на судне имеет ряд особенностей:

  1. Ограниченное пространство: В узких и тесных помещениях корабля, трюмах доступ к обслуживаемому оборудованию может быть затруднен. Это в свою очередь повышает, риск поражения электрическим током.
  2. Рабочие условия: Работа в суровых морских условиях, с повышенной влажностью, соленой атмосферой и качкой, предъявляет повышенные требования к физической подготовке и здоровью претендента.
  3. Экстренные ситуации: Оперативный персонал должен быть готов к немедленному реагированию в любых экстренных ситуациях, таких как пожары, аварии, поломки оборудования. Его оперативные действия могут кратно сократить время на устранения неполадки.
  4. Международные стандарты: Электрик на судне должен быть знаком с международными стандартами и требованиями к электрооборудованию судов. Уметь читать схемы на электрооборудование любого производителя. Несомненным преимуществом будет знание английского языка.

Электромонтер на судне

Работа электрика на судне – это ответственная и сложная профессия, требующая высокой квалификации, умения работать в специфических условиях. Специалист должен обладать хорошими знаниями в области электротехники, механики и гидравлики, а также иметь навыки диагностики и ремонта, как силового электрооборудования, так и слаботочных систем КИПиА и телеметрии.

Специалисты компании АСТ производят ремонт судовой автоматики на танкерах и сухогрузах отечественных и иностранных брендов!

Похожие материалы

logo

г. Хабаровск, ул. Суворова, д. 1, стр. 1

Спецтехника

Агрегаты

Яндекс.Метрика

Image